Н.Я. Дьяконова
проза Д.Китса жизнь и творчество поэта
Введение
Английский романтизм (общая характеристика)
Ранние годы и раннее творчество
1818 год: «Изабелла» И «Гиперион»
Последние годы. «Канун святой Агнесы», оды, «Ламия»
Заключение
Стихи Д.Китса
Фотографиии
more
buy
more
buy

Поэт Англии первой четверти 19 века

Книга

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

Шелли же высоко оценивал лучшие произведения Китса, видел в нем единомышленника и жертву политических преследований.

В соответствии со своим пониманием поэзии Байрона в противоположность Шелли презрительно отзывался о Китсе — более всего за его нападки на Александра Попа, любимого Байроном поэта-классициста, за нарушения традиционных канонов стихосложения. Узнав о смерти Китса, Байрон прекратил поток своих насмешек и даже похвалил его. Но он всегда сознавал, что с Китсом они находятся в разных литературных лагерях. Такое чувство у Байрона было отчасти и по отношению к Шелли: признавая его талант, он заявлял, что тот избрал ложное направление, подражая Шекспиру, и ни разу не упомянул о нем в своих перечисленных значительных писателей тех лет.

Объединение Китса с Байроном и Шелли покоится таким образом, на еще более шатких основаниях, чем объединение Байрона с Шелли. Нетрудно заметить, что по своим политическим взглядам он примыкает к Байрону и Шелли, с ними отнюдь не сливаясь, а по своим эстетическим взглядам — к Кольриджу и Вордсворту, не осуществляясь, однако, и с ними. Крепкие связи соединили Китса с Хентом и Хэзлиттом, а через них с Лэмом, повлиявшим на обоих критиков.

Как и Китс, все они занимают противоречивую позицию между консерваторами лекистами и революционно умеренными Байроном и Шелли. Как и они, Китс создают идеалистическую концепцию искусства с трезвыми прогрессивными общественными воззрениями, а ненависть к тиранам и ханжеству — с мрачным взглядом на детективы политической борьбы. Его понимание поэзии, его вкусы, пристрастия и творческие принципы тесно связаны с литературными теориями, бытовавшими в среди его друзей. Недаром и они, все трое, увидели в стихах Китса осуществление своих представлений о прекрасном.

Литературная деятельность Китса продолжалась немногим более пяти лет (1814—1819) и кончилась тогда, когда для него наступила пора зрелости: вся жизнь поэта была подготовкой к одному подлинно творческому году, который оказался для него последним. Тем не менее, поэзия Китса стала важной частью английского романтического движения, его борьбы за права, против гнета буржуазной государственности, против узости политических и нравственных доктрин. Она соприкасается со всеми главными течениями романтической теории и практики и до сих пор является предметом разногласий среди историков литературы. Западные политики мало обращают внимания на связь художественных воззрений Китса с политическим радикализмом 1810—1820-х годов, хотя и учитывают его личную близость с видными радикалами. В работах советских ученых, освещающих с достаточной полнотой социальную природу взглядов и произведений поэта, почти не показывало их соотношение с творчеством других романтиков. Между тем только осмысление этих связей позволит понять поэзию Китса во всем ее своеобразии и драматизме.

Глава первая

Сергей Феклин: Правовой статус автономного образовательного учреждения