Н.Я. Дьяконова
проза Д.Китса жизнь и творчество поэта
Введение
Английский романтизм (общая характеристика)
Ранние годы и раннее творчество
1818 год: «Изабелла» И «Гиперион»
Последние годы. «Канун святой Агнесы», оды, «Ламия»
Заключение
Стихи Д.Китса
Фотографиии
more
buy
more
buy

Поэт Англии первой четверти 19 века

Книга

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В создании такого мира лондонские романтики видели задачу искусства. «Поэзия,— писал Хэзлитт, выражая их общее мнение,— живет в особой, собственной утопии... Она обладает масштабами вселенной; она пересекает эмпиреи и взирает на природу из сферы более высокой... ее сила в крыльях, ее стихия — воздух... Поэты живут в идеальном мире, который они все творят по своему желанию и фантазии. Они по своей природе изобретатели, создатели истины, любви и красоты».

Почти так же думал Лэм: «Истинный поэт грезит наяву... Он поднимается до эмпиреев... В те минуты, когда он, казалось бы, дальше всего от человечества, он ему особенно верея». В том же направлении движется мысль Китса: «Поэзия должна быть свободна. Она воздушная, а не земная. Чем выше она варит, тем ближе она к цели».

Доверие Китса истине воображения» приводит его к творческому воплощению реальных чувств и стремлений, осуществимых в иных социальных условиях. В область воображения переносится им ценность материального бытия, все духовное богатство человечества, не извращенное уродливой «временной одеждой»; в фантастической форме воплощены стремления лучших людей того времени. В трудной и противоречивой борьбе Китса за осуществление своего эстетического идеала поклонники поэта из числа декадентов «конца века» восприняли только отход от эмпирической действительности, только отрыв поисков красоты от реальной общественной почвы. Они не поняли, что Китс искал красоту для человека, что искусство ему нужно не для искусства, а для противопоставления прекрасной сущности жизни ее искажению в буржуазной повседневности.

Извратив истинный смысл творчества Китса, они положили начало легенде о «чистом» эстетизме его поэзии. Нельзя отрицать, что Китс подал повод для ложного ис­толкования своего творчества в эстетском духе, так как оберегал свою поэзию от влияния современности и огра­ничивался попыткой эстетического ее преодоления. Но постижение красоты было для Китса познанием мира. В этом его решающее отличие от позднейших эстетов, которые искали красоту вне реального мира и противопоставляли ее действительности. Между тем для Китса обретение красоты является завершением длительных усилий интеллекта, направленных на изучение реальности. Он говорит о «бесчисленных соединениях и разъединениях, которые происходят между интеллектом и тысячами его материалов, прежде чем он достигает... восприятия красоты».

Английское общество своих дней Китс воспринимал как искажение истинной красоты, и потому его эстетическая критика современности была в то же время сознательным и активным осуждением ее политических и нравственных устоев.

Изучение Китса в связи с творчеством современных ему поэтов позволяет осмыслить его разрыв с реальностью как проявление романтического бунта против торжества буржуазных отношений. Сочинения Хэзлитта являются в этом смысле особенно ценным комментарием к стихам Китса. Китс сознавал непримиримое различие между действительностью и своим идеалом гармонически прекрасного человека. Его социальный пессимизм и ненависть к деспотизму с годами возрастают и выливаются в поэзию, противостоящую реальным формам общественного бытия и обладающую по отношению к ним обманчивой самостоятельностью. В исторической перспективе сопричастность Китса событиям и процессам, от которых он тщетно пытался оградить свое творчество, стала гораздо яснее, чем была при жизни поэта.