Н.Я. Дьяконова
проза Д.Китса жизнь и творчество поэта
Введение
Английский романтизм (общая характеристика)
Ранние годы и раннее творчество
1818 год: «Изабелла» И «Гиперион»
Последние годы. «Канун святой Агнесы», оды, «Ламия»
Заключение
Стихи Д.Китса
Фотографиии
more
buy
more
buy

Поэт Англии первой четверти 19 века

Книга

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Попытаемся воспроизвести в самом общем и кратком виде развитие мысли Китса. С юных лет он ощущал гнетущую атмосферу реакции, политической и религиозной. С юных лет он мечтал активно противодействовать этой реакции и способствовать благу человечества. Вначале он считал, что для этого надо прежде всего быть философом, бескорыстным другом людей. Но довольно скоро Китс убедился в том, что его сфера — поэзия. На ранней стадии поэтического развития (не считая первых, полу детских шагов) поэзия отождествлялась для него с безграничной свободой творческого воображения, с богатством чувственного описания, и поэт осуждал себя, приказывая себе оставить эти радости для жизни более благородной: он посвятит себя описанию мук и борьбы людей и таким образом будет им служить.

Однако борьба и муки в конкретном, так сказать, бытовом проявлении очень мало вдохновляли Китса. Он серьезно думал о них, но не мог писать об этом стихи. Любопытно сопоставить письма и дневники о шотландском путешествии лета 1818 г. с поэтическим его отражением. В письмах восхищение природой перемежается с размышлениями о социальных бедствиях; в стихах эти размышления принимают форму того, что Китс называл «поэтическими абстракциями».

В этом было противоречие, которого поэт за краткие годы своего творческого развития разрешить не мог: с одной стороны, он упрекал себя за то, что отходит от людских дел, с другой — приходил к заключению: вообра­жение поэта по самой своей сути таково, что должно абстрагироваться от конкретных форм существования, случайных, второстепенных, и, минуя их, обратиться к вечному содержанию жизни, не изуродованному тиранией экономической необходимостью. Подлинная сущность человека и природы прекрасна, и инстинктивное понимание этой сущности, доступное только поэту, позволяет ему ценой отказа от убогой повседневности познать истину. Так, с точки зрения Китса, возникает неразрешимое противоречие: абстрагироваться от реальности нельзя из этических — и не только этических — соображений, а не абстрагироваться нельзя из эстетических соображений.

Китс пытается выйти из этого противоречия, развивая теорию «негативной способности», согласно которой поэт не имеет «собственной личности» и, пассивно воспринимая объекты своего внимания, как бы переселяется в них, сливается с ними, воспроизводит их объективную сущность, не навязывая им никакой субъективной оценки. Этой объективной сущностью окажется красота, присутствующая во всех явлениях. Таким образом, противоречие как будто разрешается: поэт отождествляется со всем окружающим его миром, не отдаляется, а приближается к нему, и в силу негативных качеств своего воображения открывает ту прекрасную сущность, открытие которой требует абстрагирующей работы воображения, но не абстрагирования от реальности.

Здесь, правда, возникало другое противоречие: поэт, на деленный «негативной способностью»,— «хамелеон», лишенный нравственных принципов, а это не соответствует тому высокому представлению об этической сущности поэзии, от которого Китс никогда не отказывался. Китс замечал это противоречие, но разрешение его видел в том, что поэт инстинктивно угадывает прекрасное, которое едино с истиной, а значит, и с моральной истиной. Вместе с тем Китс вовсе не думал, что «прекрасное» абсолютно совпадает с «добродетельным»; прекрасными могут быть и буря страстей, и злодеяние, если оно величественно и говорит о силе вызвавших его чувств. Изображение такого злодеяния не противоречит нравственному чувству, поскольку оно пробуждает «жажду противоположно го этому злодеянию добра», как говорил Хэзлитт по поводу «Короля Лира».

Таким образом, теория «негативной способности» — это теория об интуитивной истинности зрения, присущей подлинному поэту и позволяющей ему проникнуть в окружающий его объективный мир. Теоретически, стало быть, Китс понимал, что красота заключена во всех явлениях, даже в отталкивающих, и мудрость поэта умеет ее обнаружить и раскрыть. Как писал Китс, поэзия замечательна тем, что она все делает интересным и значительным. Но в своем поэтическом развитии он не успел дойти до того, чтобы увидеть эту универсальность и вездесущность красоты, или, лучше сказать, до того, чтобы увидеть, что все явления заключают в себе возможности быть воспроизведенными по законам красоты. Китс открыл эту возможность в мире природы, высоких чувств и искусства, но не в социальной действительности.

выбери проститутку екатеринбурга здесь - http://eburgdosug.ru