Н.Я. Дьяконова
проза Д.Китса жизнь и творчество поэта
Введение
Английский романтизм (общая характеристика)
Ранние годы и раннее творчество
1818 год: «Изабелла» И «Гиперион»
Последние годы. «Канун святой Агнесы», оды, «Ламия»
Заключение
Стихи Д.Китса
Фотографиии
more
buy
more
buy

Поэт Англии первой четверти 19 века

Книга

1818 ГОД: «ИЗАБЕЛЛА» И «ГИПЕРИОН»

в итальянской «экзотике» видят только источник поэтического сюжета. Их герои слегка итальянизированные и в высшей степени благовоспитанные леди и джентльмены.

Напротив, Китс в своих итальянских героях воссоздает те характерные для лучших людей Возрождения чер­ты, которые противоположны лицемерию и мелочности современных буржуа.

Но как ни велико различие между поэмами Китса и Корнуола, еще больше они обе отличаются от своего ис­точника: оба поэта переодевают Боккаччо в несвой­ственные ему траурные романтические одежды, оба они превращают короткую динамичную новеллу в меланхолическую повесть.. Сам Китс критически оценивал свою «Изабеллу»: «В ней слишком много жизненной неопытности и простодушного неведения. Это может быть очень хорошо после моей смерти, но при жизни это не годится... Если бы я был рецензентом, я назвал бы «Изабеллу» слабой, со всех сторон уязвимой поэмой, до смешного серьезной и печальной».

Не столько «простодушное неведение», сколько идеализированная трактовка Боккаччо у Китса является причиной того, что чувство Изабеллы и Лоренцо выключается из жизненной борьбы, становится 'самодовлеющим и поглощает индивидуальность героев, делая из них только носителей страсти. Когда Китс-лирик описывает самозабвенную любовь Изабеллы, он достигает вершин поэзии. Но герои его статичны, безлики, и когда они должны действовать, говорить, они обмениваются наивно-сентиментальными признаниями, несколько напоминающими манеру Хента и Корнуола. Жизнерадостность, энергия, ощущение действительности, свойственные автору «Декамерона», игнорируются Китсом.

Одностороннее понимание Боккаччо типично для романтической трактовки поэзии Возрождения. Стремясь к преодолению романтической разорванности, к восстановлению внутренней гармонии личности, английские романтики в творчестве поэтов-гуманистов ощущали только торжество цельности и непосредственности, присущих свободному человеку в период, когда Данте «сделал первый великий шаг от готического мрака и варварства и мысль его боролась, чтобы освободиться от рабства», в «период, когда все благородные искусства внезапно расцвели в свободной Тоскане».

Реальные противоречия итальянского Возрождения, борьба религиозных и светских устремлений в сознании Данте, Петрарки, Боккаччо остаются вне поля зрения их английских почитателей, ибо романтическая концепция литературы Ренессанса лишена социальной конкретности.

Так называемый аморализм Боккаччо пленял романтиков, своей смелостью, чистотой, свободой от условностей и лицемерия. Именно эти черты передал Китс в своей версии новеллы об Изабетте, показывая новые пути творческого восприятия поэзии прошлого, осмысляя проблемы своего времени в образах, подсказанных литературой раннего Возрождения.

4

Проблемы времени обступили Китса со всех сторон. Вряд ли могло быть иначе в тот мрачный период английской истории, на который падают творческие годы поэта. Воздействие этого периода на мировоззрение Китса было тем сильнее, чем глубже он воспринимал его отрицательные стороны как неизбежный результат революционных бурь. Вместе с тем наступление мира и относительной стабилизации после двадцатипятилетия войн и потрясений придавало реакции видимость прочности и неотвратимости. Обстоятельства времени прямо отзывались на личной судьбе Китса. Его «плебейское» происхождение, более чем скромные средства и дружеские связи преимущественно среди завзятых «радикалов» не давали ему надежды на положение в обществе, преклоняющемся перед титулами и богатством.

Небольшое наследство, доставшееся на долю поэта и его братьев, было в руках их опекуна, торговца Эбби. Он не только чинил им всяческие препятствия, когда они пытались распоряжаться своими деньгами, но и затруднял их встречи с единственной сестрой Фанни, воспитывавшейся в его доме. Эти ограничения были очень чувствительны для молодых Китсов, с детства испытывавших друг к другу нежную привязанность. Эбби особенно боялся вредного влияния Джона, который осмелился отвергнуть верный кусок хлеба, медицину, ради зыбкого литературного поприща.

Братья жили вместе до женитьбы Джорджа Китса и его отъезда в Америку в июне 1818 г. О решении брата Китс писал: «У него слишком независимый и свободный ум, чтобы преуспеть в делах в этой стране... лучше пахать землю, чем кланяться клиентам». Письма Китса брату и невестке нередко переходят в дневник, описывающий важнейшие события в Англии.

джим мюррей библия виски