Н.Я. Дьяконова
проза Д.Китса жизнь и творчество поэта
Введение
Английский романтизм (общая характеристика)
Ранние годы и раннее творчество
1818 год: «Изабелла» И «Гиперион»
Последние годы. «Канун святой Агнесы», оды, «Ламия»
Заключение
Стихи Д.Китса
Фотографиии
more
buy
more
buy

Поэт Англии первой четверти 19 века

Книга

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

, так называемый черный роман школы кошмара и ужаса (Анна Радклиф) — таков круг явлений, вдохновлявших английских романтиков.

Предтечей романтизма в Англии был поэт и художник Уильям Блейк (1757 —1827). Его творчество в своеобразной концентрированной форме предвосхищало романтическую поэзию, ибо его протест против феодально-буржуазного строя уже носил всеобъемлющий — общественный, философский, эстетический — характер. Почитатель и защитник революционных идей, он при жизни смог опубликовать очень мало из написанных им стихов и сопровождавших их собственноручно изготовленных иллюстрации.

С середины 1790-х годов, после того как торийская Англия подавила нараставшее демократическое движение и разделалась со многими единомышленниками Блейка, он был обречен на одиночество и непонимание. Его и: было вскоре забыто; воскресло оно только в 60-е го; XIX в. стараниями художников и критиков школы прерафаэлитов и как бы задним числом было восстановлено среди имен зачинателей романтического движения. Блез считал долгом поэта:
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.
(Перевод С. Маршака)

В этом четверостишии позднейшие исследователи увидели простейшую формулу романтизма.

Демократизм и гуманизм Блейка, его ощущение жестокости нового «коммерческого» века и вера в высокое общественное назначение поэта воплощались в усложненных, нередко мистифицированных символах. Идеалы счастливого и свободного будущего выливались в мечты о царстве божием на земле. Блейк сомневался в непогрешимости разума, в его способности познать и объяснит, противоречивую трагическую действительность. Непосредственное чувство и воображение, прежде всего воображение поэта или художника, казались ему гораздо более надежными руководителями, чем рассудок, чем научная мысль.

Блейк считает поэта пророком, мессией, призванным открыть человечеству новые миры, привести его к познанию добра и красоты. Он обличает современную ему Англию, которая глуха к голосу подлинного искусства и предпочитает механическое ремесленничество, приспосабливающееся ко вкусам господствующего класса и к материальному успеху. В борьбе против классицистов Блейк отстаивает интуицию, вдохновение, свободу как главные принципы творчества. В этом отношении особенно интересны комментарии поэта к лекциям художника Дж. Рейнольдса. «Философия Бэкона разрушила искусство и науку. Тот, кто утверждает, что гении не рождаются, а воспитываются,— негодяй... Доказательства, аналогии и гармония — плоды рассуждения. Вымысел, подлинность и мелодия — плоды интуиции... Не приведи, господи, увидеть, как истину ограничивают математическими доказательствами. Тот, кто не узнает истину с первого взгляда, не достоин ее».

Эти мысли Блейка, так же как его стихи и гравюры, стали известны лишь немногим почитателям. История английского романтизма начинается поэтому в 1798 г.— с проявления сборника «Лирических баллад». Авторами его были два начинающих поэта. Сэмюель Тейлор Кольридж (1772-1834) и Уильям Вордсворт (1770-1850).

2

С юных лет Кольридж страстно увлекался поэзией и философией. Его учителями были материалисты, французские и английские, правда, в странном сочетании с Платоном и его последователями. Революция 1789 г. произвела на него необыкновенно сильное впечатление. Он мечтал о равенстве и братстве людей, об их счастливом будущем. Но еще сильнее подействовали на него постепенное перерождение революции, агрессивные военные выступления Французской республики, возглавляемые Бонапартом, захват им верховной власти.

Одно время Кольридж носился с мечтой отряхнуть со своих ног прах старого мира и с немногими единомышленниками основать в Северной Америке коммунистическую общину. Когда же не удался этот план, Кольридж обратил свои помыслы к нравственному воздействию на современников с помощью поэзии. К этому времени и относится знакомство, а затем дружба Кольриджа с Вордсвортом и его одаренной, обаятельной сестрой Дороти.

Результатом их нескончаемых бесед явились «Лирические баллады». Они должны были указать читателям на красоту окружающей их природы и обыкновенных добрых чувств, должны были говорить простым языком, свободным от условностей классицизма, нарушая границы между традиционной эпической формой баллады и жанром лирическим.