Н.Я. Дьяконова
проза Д.Китса жизнь и творчество поэта
Введение
Английский романтизм (общая характеристика)
Ранние годы и раннее творчество
1818 год: «Изабелла» И «Гиперион»
Последние годы. «Канун святой Агнесы», оды, «Ламия»
Заключение
Стихи Д.Китса
Фотографиии
more
buy
more
buy

Поэт Англии первой четверти 19 века

Книга

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

(общая характеристика)

Первые десятилетия XIX в. были для Англии очень тяжелыми. Завершался промышленный переворот; фабрики и мануфактуры росли с невиданной быстротой; деревня, напротив, приходила в упадок. Десятки тысяч сельских тружеников покидали родные места и в поисках заработков устремлялись в города, отнюдь не готовые к тому, чтобы принять такое огромное количество пришельцев. Им приходилось ютиться во временных жилищах, тесных, грязных, убогих. Отсутствие организации и классового самосознания делали первых рабочих бессильными про­тив жестокости и жадности предпринимателей, вынуждавших их работать по 12—14 часов за самую нищенскую плату.

Положение усугублялось непрерывными войнами с Францией и блокадой, которой по приказу Наполеона была подвергнута английская торговля. Не помогло и заключение мира (1815): к прежним бедствиям добавилась и безработица. Этому способствовало введение все новых и новых машин, вытеснявших невыгодный для хозяев ручной труд. В 1810-е годы страдания английского народа были так ужасны, что не раз возникали ситуации, когда революция казалась неизбежной.

Своекорыстную политику промышленников всемерно поддерживали правящие круги. Напуганные французской революцией 1789 г. и возможностью повторения ее в соб­ственной стране, они установили режим откровенного политического террора; он был направлен как против сти­хийных вспышек народных возмущений, так и против всякого сопротивления господствовавшей идеологии, всех попыток отстоять права, охраняемые английской конституцией. Около тридцати лет у власти почти непрерывно стояли тори (консерваторы), которые энергично противились любым прогрессивным реформам, экономическим, и политическим.

На движение рабочих-луддитов правительство ответило законом о смертной казни – напрасно против него протестовал в своей знаменитой парламентской речи Байрона проявления вольномыслия в политических, религиозных, нравственных и даже литературных вопросах вызывало репрессии, издевательства, травлю. За свои бунтарские антихристианские взгляды был лишен отцовских прав великий поэт Шелли; чудовищным оскорблениям подвергались в официозной печати так называемые радикалы — те, кто отстаивал радикальную реформу господствующей социальной системы.

Монархия, церковь, высшие классы, собственность провозглашались священными и неприкосновенными. Ханжество и лицемерие принимали крайние формы. Их поддерживали многочисленные филантропические общества, благотворительность которых сводилась к проповеди покорности, к преследованию революционно настроенных литераторов. Но, несмотря на все гонения, в стране продолжались выступления за свободу мысли, совести, слова, против принятых торийскими властями «законов о затыкании рта», против вооруженного подавления мирных рабочих собраний, против густой сети шпионов и тайных агентов, — короче, против установившейся в Англии реакции.

Освободительные идеи революции, борьба против реакции, стремительный рост нового капиталистического общества оказали мощное воздействие на характер английской литературы. В начале XIX в. она переживает блестящую пору. Подобный расцвет она знала только во времена Шекспира и в эпоху Просвещения. В период своего нового подъема она развивается под знаком романтиз­ма. Хотя и в 1800—1810-е годы продолжалась деятельность писателей-реалистов (Крабб, Эджуорт, Остен), ведущей была роль романтизма. Это было широкое идеологическое и художественное движение, современное экономическим и политическим переворотам, которые предшествовали утверждению капиталистического строя. Оно определялось, с одной стороны, неприятием буржуазной цивилизации, а с другой — разочарованием во французской революции. Неудовлетворенность исходом революции приводила к критике идейно подготовившей ее просветительской философий, к недовольству её оптимизмом и доверием к способности разума привести мир в соответствие с законами здравого смысла. В противовес разуму выдвигаются чувство, интуиция, вера, которые будто бы гораздо более надежные советники человека, чем самонадеянный, скомпрометировавший себя разум. «К счастью для человеческого благополучия,— писал романтик Томас Ле Квинси,— слепое сердце наше в тысячу раз мудрее, чем наш разум». «Сердце — вот библия ума»,— утверждал Китс.— Я не верю ни во что, кроме святости привязанностей сердца и истинности воображения».

новости дня