Н.Я. Дьяконова
проза Д.Китса жизнь и творчество поэта
Введение
Английский романтизм (общая характеристика)
Ранние годы и раннее творчество
1818 год: «Изабелла» И «Гиперион»
Последние годы. «Канун святой Агнесы», оды, «Ламия»
Заключение
Стихи Д.Китса
Фотографиии
more
buy
more
buy

Поэт Англии первой четверти 19 века

Книга

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

Подчеркивая свои политические разногласия, Байрон Скотт, тем не менее, сознавали, что делают в литературу общее дело. Скотт постоянно цитировал Байрона, восторженно отзывался о посвященном ему «Каине», о «шекспировском разнообразии» «Дон Жуана», а после героической смерти поэта, которого английская пресса именовала безнравственным богохульником, посвятил ему прочувствованную статью. Со своей стороны Байрон не устает гордиться о своем преклонении перед Скоттом, выделяя его всех современных ему английских писателей. Объединяет их трезвое понимание современных проблем исторического процесса, отталкивание от идеализма немецкой философии искусства, чувство преемственности по отношению к завоеваниям английской литературы предшествующего столетия, по отношению к характерной для новой эпохи эмпирической мысли, органичность их усвоения культурного и художественного опыта классицистического периода.

Правда, в отличие от Скотта Байрон находил идеалы святителей прекрасными, но он тоже сознавал их несоответствие действительности и пессимистически оценивал возможность их практического осуществления. Скотт терпел Вольтера и ему подобных вольнодумных безбожников, но его собственная религиозная философия, не смотря на предрассудки, вызванные политическими симпатиями, остается по существу достаточно широкой. Он приемлет богоборчества и кощунственных насмешек Байрона, но его довольно вялая и традиционная религиозность не так уж далека от деизма Байрона, как известно , никогда не считавшего себя атеистом. Байрон многократно заявлял о своей преданности классицизму и создал несколько произведений (трагедий и сатирических поэм) в соответствии с предписаниями классицистической поэтики; Скотт обнаруживает слабый интерес к классицизму и провозглашает первым поэтом мира Шекспира, которого Байрон называл дурным образом для своих современников. Разница взглядов здесь, казалось бы, очень велика. Но защита классицизма была значительной мере продиктована стремлением Байрона гражданственному, социально насыщенному, правдивому искусству, противостоящему поэтическим абстракциям романтиков. К такому же искусству другими путями, через историзм, стремился и Скотт.

Необходимо учесть к тому же, что, с одной стороны, творческие удачи Байрона связаны не с классицизмом, с романтизмом; с другой стороны, отрицая Шекспира как мерило художественного совершенства, вышучивая его культ, учрежденный романтиками, Байрон сам, как свидетельствуют десятки шекспировских цитат в его стихах и прозе, знал великого «елизаветница» не хуже самого Скотта. Таким образом, и здесь различие не должно заслонять существенной общности взглядов Байрона Скотта.

Несомненную общность следует отметить также между Байроном и его другом и биографом — поэтом Томом Муром (1779—1852). Его творчество, пользовавшееся у современников не меньшей славой, чем творчество Байрона и Скотта, также было тесно связано с прошлым литературным развитием Англии, в особенности с сентиментальной и предромантической поэзией конца XVII.

Он вторит многим из мотивов стихов Байрона, а в некоторых случаях предвосхищает их, как, например, в «Ирландских мелодиях» (с 1807). Романтические по Мура («Лалла Рук», 1817; «Любовь ангелов», 1823), также его сатирические произведения («Побасенки для Священного союза», 1823) касаются излюбленных байроновских тем, дают более оптимистические и расплывчато-либеральные их варианты.

Имена Байрона и Мура охотно сопоставлялись их современниками; для читателей последующих поколений яснее была разница в масштабе личностей и даровав обоих поэтов. Байрона все чаще стали сопоставлять Перси Биш Шелли (1792—1822). Сын знатного и богатого отца, Шелли был исключен из Оксфордского университета и отвергнут семьей за опубликование атеистического трактата. В своей поэзии, в попытках пропагандистской деятельности и в личной жизни Шелли явил образец революционных идей и революционного темпераментом. С ним Байрон делил в Италии горечь изгнания, с ним вел долгие беседы, касаясь религии, философии, политики, морали и искусства. Имена Байрона и Шелли так же традиционно соединяются литературоведами, как имена Вордсворта, Кольриджа и Саути. Такое соединение имеет основания только в общей ненависти поэтов к реакционным правительствам, к повсеместному подавлению политической основной свободы: творчество Шелли, как и творчество Байрона, было воплощением бунта против господствующих социальных и нравственных установлений.