Н.Я. Дьяконова
проза Д.Китса жизнь и творчество поэта
Введение
Английский романтизм (общая характеристика)
Ранние годы и раннее творчество
1818 год: «Изабелла» И «Гиперион»
Последние годы. «Канун святой Агнесы», оды, «Ламия»
Заключение
Стихи Д.Китса
Фотографиии
more
buy
more
buy

Поэт Англии первой четверти 19 века

Книга

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

На языке художественных образов романтики выразили поиски философской мысли своего времени. Классическая немецкая философия конца XVIII — начала XIX в. Сопоставила вопрос о границах познания и фиксировала внимание на субъекте; она отвергла наивно-материалистическую теорию об абсолютной детерминированности явлений физическими, механическими причинами и представление о неизменности человеческой природы; раскрытая противоречивую сложность исторического развития, исследуя специфические формы сознания, обращаясь к «диалектике как высшей форме мышления», она делала значительный шаг вперед по пути объяснения мира. Правда, у немецких философов понимание исторической обусловленности человеческой природы и неизбежности ее изменения во времени, истолкование внутренней жизни и духовной эволюции общества, а также трактовка искусства носили идеалистический характер. Как указывал Маркс, «деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно». Выражением выросшей на идеалистической основе исторической и диалектической концепции человека и мира явилось романтическое движение в литературе.

Английский романтизм в противоположность французскому и немецкому не представлял собою теоретически осознанного течения. Ни один из романтиков себя так и не называл. Но в своих идейных исканиях английские романтики, так же как немецкие и позднее французские отражали общие закономерности современного им духовного развития. Если взгляды немецких поэтов были теснейшим образом связаны с идеалистическим движением в философии, то английские поэты испытали его влияние в несравненно более слабой степени. Интенсивности этого влияния мешали не столько географические границы, сколько резкие социальные различия между Германией и Англией.

В отсталой бюргерской Германии, с характерным для нее отсутствием общественной жизни, даже передовые умы были более склонны искать разрешения реальных противоречий в области чистой идеологии, в высоких сферах «духа», чем в Англии, с ее передовой экономикой, с ее бурной политической историей, социальной борьбой, протекавшей при относительной свободе печати и публичных высказываний. Даже в период реакции, когда господствующие классы беззастенчиво расправлялись с конституционными свободами, гонения настигали авторов лишь после опубликования их крамольных произведений.

Вместе с тем быстрое техническое развитие Англии было связано с успехами естественных наук, а эти успехи в свою очередь стимулировали материалистические тенденции английской мысли. Последние были настолько сильны, что стали частью национального сознания в гораздо большей мере, чем это могло быть в Германии; эти тенденции во многом определили слабую восприимчивость англичан к спекулятивному идеализму немецких мыслителей. Поэтому английские романтики, критикуя материалистов XVIII в., своих и чужих, испытывая некоторое воздействие немецких философов, а также поэтов, разделивших их идеи, никогда не порывали с традицией сенсуалистического эмпиризма, характерной для английской философии.

Сочетание этой традиции с идеалистической концепцией действительности не могло не отразиться на развитии английской эстетики в эпоху романтизма. По сравнению с романтической эстетикой Германии английская отличается более «земным» и менее мистическим характером, неприятие механического материализма просветителей, их веры в возможность политического совершенствования, сосредоточенность в противовес им на совершенствовании личности, на воздействии этических и эстетических факторов, критика рационалистической эстетики просветительского классицизма не исключают для английских романтиков преемственную связь с передовой идеологией XVIII в.

Разная мера приобщения к новой диалектико-исторической концепции мира и человека, к вытекающей из нее антирационалистической теории искусства, с одной стороны, и разная степень отталкивания от просветительского наследия, с другой — определяют индивидуальные черты каждого: из английских романтиков и отличия между ними.

Литературные источники романтизма восходят к последней трети XVIII в.

Увлечение народным творчеством, проявившееся в изданном Перси сборнике народных баллад и многочисленных других изданиях, талантливые имитации старинной поэзии в «Песнях Оссиана» Макферсона и стихах, которые юный Чаттертон приписал средневековому монаху Раули, возрождение интереса к великим писателям прошлых веков — к Спенсеру и Мильтону и, в особенности к Шекспиру, песни и баллады Роберта Бернса, сентиментальная лирика последней трети XVIII |в.