Н.Я. Дьяконова
проза Д.Китса жизнь и творчество поэта
Введение
Английский романтизм (общая характеристика)
Ранние годы и раннее творчество
1818 год: «Изабелла» И «Гиперион»
Последние годы. «Канун святой Агнесы», оды, «Ламия»
Заключение
Стихи Д.Китса
Фотографиии
more
buy
more
buy

Поэт Англии первой четверти 19 века

Книга

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

Кольридж внес в этот сборник поэму «Старый моряк», которая оказала огромное влияние на последующее развитие английской романтической поэзии — да и не только романтической! Безыскусственный рассказ моряка о пережитых им нравственных и физических муках, о его преступлении против «священного плана природы» (Вордсворт), о постигшем его возмездии и об искуплении любовью изумлял своей психологической глубиной, высоким этическим пафосом, неожиданностью и яркостью образов. Близость речи героя к народной речи, подражавшей стилю старинной баллады, реальность созданного Кольриджем фантастического мира, воспроизведение душевных состояний через конкретные описания физических явлений, смелая символика — все это имело целью пробудить чувства, дремлющие при восприятии привычных впечатлений, заставить читателя по новому взглянуть на себя и окружающее, предъявить к себе новые, более строгие требования.

Размышляя о путях совершенствования человеческой природы, Кольридж все более задумывается над созданием теории, которая бы объединила философию, религию: и искусство. В поисках такой теории Кольридж отправился в Германию (1799). Немецкие мыслители, в особенности Кант и Шеллинг, помогли ему, сформулировав идеи, давно его занимавшие.

Логика отречения от революции постепенно привел Кольриджа в лагерь реакции. Ужас перед социальными волнениями, перед любыми переменами, которые волнения могут вызвать, все более заставляют его поддерживать правящую консервативную партию. Отступничество Кольриджа, разрыв с былыми идеалами, а также болезни, вызванные ею физические страдания, которые заставили его пристраститься к опиуму, рано разрушили его творческие способности. За исключением немногих лирических стихов, почти все его произведения оставались незавершенными. Наибольшую известность приобрел отрывок его проникнутой средневековым духом поэмы «Кристабель» (1800). Она вдохновляла Скотта, Байрона, Китса своей метрической новизной, а еще более искусством, с которым переданы в ней атмосфера страха, тайны, ощущение непостижимых сил, стоящих за видимым миром.

Последние тридцать лет своей жизни Кольридж выступает преимущественно как теоретик и критик. Его «Biographia Literaria» (1817) и «Лекции о Шекспире и других поэтах», которые он неоднократно читал в 1800—1810-е гг., оказали длительное влияние на эстетическую мысль Англии. Особенно существенны учения, Кольриджа о познавательном значении искусства и воображения, о единстве формы и содержания как главном вдовий художественности, его толкование Шекспира как поэта-философа, одинаково великого в своем всеведении и своем мастерстве, его определения поэзии и творческого акта, его критика классицизма. Хотя книги Кольриджа написаны в поздний, реакционный, период его деятельности, они развивают идеи, возникшие тогда, когда поэт, отвергнув методы и тактику революции, не расстался еще гуманистическими и демократическими идеалами, когда он еще надеялся найти способы духовного воздействия, а человека вне принудительного воздействия правительственных учреждений и подведомственной им печати, с которым он взывал в последние годы жизни.

Эволюция Вордсворта во многом повторяет этапы развития Кольриджа. Увлеченный революцией, Вордсворт даже поехал во Францию, чтобы стать свидетелем, а по возможности и участником великих событий. Вернувшись на родину, он тоже пережил тяжелый кризис. Его удручало положение дел в Англии, нищета мелкого городского люда и сельских жителей — и он писал об этом в поэмах и стихах; его угнетало и то, что он называл изменой Франции делу свободы, и преследования, которым в Англии подвергались сторонники революции. Встреча поэтов в тот самый год, когда и тот и другой пришили к убеждению, что поэзия может влиять только на индивидуальное сознание, была равно знаменательной для обоих.

Кольридж, несомненно, был образованнее Вордсворта, но последний обладал большим жизненным и поэтическим опытом и уже успел определить свой дальнейший путь: вместе с любимой сестрой Дороти он собирался проводить остаток дней в сельской глуши, наслаждаясь природой, не тронутой цивилизацией, и разделяя радости и горести скромных поселян, наименее испорченной части человечества.

Соответственно в «Лирических балладах» Вордсворт описывает жизнь природы и тружеников, людей простых и естественных, как сама природа («Люси Грей», «Нас семеро», «Алиса Фелл», «Сюзен Гейл» и др.). В предисловии ко второму изданию «Баллад» в 1800 г.