Н.Я. Дьяконова
проза Д.Китса жизнь и творчество поэта
Введение
Английский романтизм (общая характеристика)
Ранние годы и раннее творчество
1818 год: «Изабелла» И «Гиперион»
Последние годы. «Канун святой Агнесы», оды, «Ламия»
Заключение
Стихи Д.Китса
Фотографиии
more
buy
more
buy

Поэт Англии первой четверти 19 века

Книга

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

Вордсворт изложил свою теорию поэтической речи: она должна приближаться к языку простого народа и резко отличаться от искусственно приподнятого стиля поэзии классицизма. «Создавая «Баллады», я почитал своей главной целью выбрать из повседневной жизни положения события и пересказать или описать их с начала до конца языком, на котором в действительности говорят люди. Как предмет изображения выбиралась обычно смиренная сельская жизнь, потому что она дает более благоприятную почву для созревания первозданных страстей человеческого сердца, которые могут расти на свободе и изъясняться языком простым и выразительным».

В полемическом азарте Вордсворт нередко придает своим мыслям крайнюю форму, которая не соответствовала его художественной практике. Наряду со стихами, наш санными языком сознательно упрощенным, у него есть множество таких, которые замечательны искренность; чувства и поэтической свежестью выражения.

Таково, например, стихотворение «Люси»:
Среди нехоженых дорог,
Где ключ студеный бил,
Ее узнать никто не мог
И мало кто любил.
Фиалка пряталась в лесах,
Под камнем чуть видна.
Звезда мерцала в небесах Одна, всегда одна.
Не опечалит никого,
Что Люси больше нет,
Но Люси нет — и оттого Так изменился свет.

(Перевод С. Маршака)
«Предисловие к «Лирическим балладам». История эстетики, т. III, стр. 766—767.

Наиболее творческими в жизни Вордсворта были последние годы XVIII и первые годы XIX в., т. е. то десятилетие, когда, отвернувшись от политических методов революции, Вордсворт не отрешился от провозглашенных ею нечеловеческих идей о всеобщем братстве и справедливости. В эти годы написана поэма о печальной судьбе солдатской вдовы Маргарет («Разоренная хижина», 1797), стихотворение о разорении крестьянина («Последняя из ада», 1798) и поэма о развращающем влиянии большого города («Майкл», 1800).В эти же годы создано стихотворение «Аббатство Тинтерн» — поэтическая исповедь Вордсворта, за нею последовала автобиографическая поэма «Прелюдия», опубликованная лишь после смерти автора. Только к 1810-м годам Вордсворт переходит на крайне парадоксальные и крайне реакционные политические пойди, как и Кольридж, он полагает, что только сохранение существующего порядка может снасти Англию от монархии и вредного действия ложных материалистических - доктрин; разум может заблуждаться, но сердце всегда здраво.

Теория искусства Вордсворта с ее прославлением интуиции была идеалистической; однако Кольриджу она представлялась слишком материалистической. Он утверждал, что его другу «следовало бы говорить о том, как знание обогащает наши чувства, а не о том, как чувства формируют сознание». Действительно, Вордсворт до конца сохранял верность эмпирико-сенсуалистической философии XVIII в., придавал исключительное значение ассоциативным свойствам мышления и их роли в творческом процессе и видел в опыте источник всех представлений. Между тем Кольридж рассматривал мир как отблеск совершенств создателя, как плод поэтического возражения, которое творит мир, подобно богу.

По сравнению с Кольриджем Вордсворт был не только менее склонен к идеалистической метафизике, но и демократичнее, ближе к пониманию обычных чувств и отношений. Даже вызывавшая столько нареканий мелочность его тематики была обусловлена стремлением проследить действие универсальных законов человеческого сердца в простейших ситуациях (стихотворение «Мальчик-идот».

Хотя и с консервативных позиций, Вордсворт и Кольридж критиковали ненавистный им жестокий век капитализма. Мечта Вордсворта о патриархальной сельской идиллии была реакционной и утопической. Но исходит она из ясного сознания трагических противоречий современной действительности, из страха перед губительным для тружеников Англии последствиями промышленного переворота.

Аналогично этому странный, фантастический мир стихов Кольриджа и трансцендентальный идеализм его эстетики были проявлениями той же сущности — отталкивания от окружающей его низменной, меркантильной, действительности. Оба поэта предлагали негодные рецепты для лечения болезней своего времени; они ложно объясняли происхождение этих болезней, но диагноз их во многом проницателен и вдохновлял их на поэтическое размышления о путях, по которым совершается поле трудностей и противоречий развитие человечества.

online viagra