Н.Я. Дьяконова
проза Д.Китса жизнь и творчество поэта
Введение
Английский романтизм (общая характеристика)
Ранние годы и раннее творчество
1818 год: «Изабелла» И «Гиперион»
Последние годы. «Канун святой Агнесы», оды, «Ламия»
Заключение
Стихи Д.Китса
Фотографиии
more
buy
more
buy

Поэт Англии первой четверти 19 века

Книга

РАННИЕ ГОДЫ И РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО

1

Джон Китс родился в Лондоне 31 октября 1795 г. Его отец был конюхом, но, женившись на дочери содержателя конюшни, сдававшего в наем лошадей, стал человеком довольно состоятельным. Джон, его братья Джордж, и Том и сестра Фанни рано осиротели. Мальчики воспитывались в закрытой школе в городке Энфильде (1803-1810). Хотя она, бесспорно, значительно уступала таким знаменитым аристократическим школам, как Хэрроу или Итон, в которых воспитывались Байрон и Шелли, обучение в ней было поставлено хорошо. Тон задавал директор школы, просвещенный и гуманный. Его сын, Чарльз Кауден Кларк, был учителем, а затем и другом Китса.

Широко начитанный, влюбленный в поэзию, впоследствии видный литератор и критик, автор известных воспоминаний о писателях и книги о героях Шекспира, Чарльз Кларк был поклонником журнала «The Examiner», его редактора. Он ввел своего любимого ученика в круг, собственных политических и литературных интересов и приучил его читать старых поэтов. Именно они вдохновили первые стихотворные опыты Китса («Подражание Спенсеру», 1814).

С 1810 по 1814 г. он был учеником врача в год Эдмонтоне, а в 1814—1816 гг. продолжал свои занятия в Лондоне и, выдержав необходимые экзамены, получил» звание лекаря. Медицинской практикой Китс, однако, заниматься не стал. Еще в бытность свою студентом-медиком он писал стихи и решил посвятить себя исключительно поэзии. Увериться в своем призвании Китсу помогли Ли Хент, с которым в октябре 1816 г. познакомил Кларк. Еще до встречи с редактором «The Examiner» Китс читал его журнал, восхищался его мужеством написал приветственный сонет в день, когда Хент вышел из тюрьмы. Знакомство их быстро перешло в дружбу. Первый представил Китса читающей Англии: 1 декабря 1816 г. в передовой статье своего журнала он сообщает о появлении трех талантливых молодых поэтов – Шелли, Китса и Рейнольдса.

Не удивительно, что Хенту посвящен первый сборник Китса. Он вышел в марте 1817 г. и обратил на себя внимание. Появилось шесть рецензий, в целом благожелательных. Три из них, правда, были написаны друзьями, а три другие, принадлежавшие перу незаинтересованных лиц, были опубликованы в мало влиятельных журналах. Начало было неплохим. К этому времени был уже признанным членом большого круга прогрессивно мыслящих поэтов, критиков, художников, музыкантов, поддерживавших журнал Хента.

Как большинство из них, Китс был скептиком, республиканцем и критиком правительства. В стихотворении, написанном 29 мая, в годовщину реставрации Карла II, Китс взывал к своим соотечественникам: «Одержимые безумием британцы! Неужели вы все еще хотите про­гнать его память и свой отвратительный, гнусный позор,— а патриотов не хотите чтить?» («Written on ay, or Anniversary of Charles II Restoration»), Антимонархические, патриотические мотивы звучат и в других ранних стихах Китса: «Услышав мой суровый набат, патриот обнажит сталь или прогремит моими стихами в сенате, тревожа сон властелина» («Послание к моему брату Джорджу», 1816). Китс выражает отвращение к войне и военщине. Маки среди поля своим «нахальством» и «бесполезностью» напоминают ему красные мундиры» (английских солдат), «этот бич рода че­ловеческого» («Послание к моему брату Джорджу», 1816).

Общественное неравенство, олигархические права и привилегии аристократии, церкви вызывают его неизвестное негодование. Китс призывает народы «дать закон своим королям и обуздать великих» («О мире», 1814), поминает о павших за дело свободы, о стреле Телля и руке Брута, сразивших тирана, «о суровом долге патриота» («Послание Чарльзу Каудену Кларку», 1816).

Один из виднейших исследователей творчества Китса подчеркивает «пылкий республиканизм» поэта, его «напряженное внимание к социальным, экономическим и политическим вопросам... его ненависть к угнетению и, бурное возмущение несправедливостью».

В художественной эволюции Китса важнейшую роль играла поэзия Возрождения. Увлечение Шекспиром Спенсером, в меньшей степени Бомонтом, Флетчером, Беном Джонсоном и писателями итальянского Ренессанса со провождало Китса на всем протяжении его кратко творческого пути. Самый характер его развития на различных стадиях этого пути в значительной степени может быть определен и охарактеризован по его отношению к поэзии прошлого.

Первые юношеские опыты Китса вдохновлены не столько мастерами Ренессанса, сколько их почитателям; сентименталистами и предромантиками второй половины XVIII в.— Акенсайдом, Коллинзом, Греем, Шарлоттой Смит и др.